Форум » Фигуристы, тренеры » Николай Морозов » Ответить

Николай Морозов

Tiger: Дата рождения: 17 Декабря 1975 Место рождения: Москва Тренер и хореограф в фигурном катании, в прошлом фигурист выступавший в танцах на льду. Знаменитые ученики: - Miki Ando - Shizuka Arakawa - Shae-Lynn Bourne & Victor Kraatz - Kristin Fraser & Igor Lukanin[13] - Melissa Gregory & Denis Petukhov - Elena Grushina & Ruslan Goncharov - Nobunari Oda - Kevin van der Perren - Cathy Reed & Chris Reed - Adam Rippon - Fumie Suguri - Daisuke Takahashi

Ответов - 109, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Tiger: ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ TORINO-2006 "ГРАН-ПРИ" Николай МОРОЗОВ ДУМАЮ, ОЖИДАНИЯ ТАРАСОВОЙ Я ОПРАВДАЛ Спортивная биография Николая Морозова достаточно нестандартна. В свое время он выступал в танцах с Татьяной Навкой, затем, закончив карьеру фигуриста, работал с Татьяной Тарасовой и Алексеем Ягудиным. Женился на известной канадской фигуристке Шэ-Линн Бурн и уже сам, уйдя от Тарасовой, сделал Бурн и Виктора Краатца чемпионами мира-2003. Ставил программы Мишель Кван, Саше Коэн, Шизуке Аракаве, Брайану Жуберу, Евгению Плющенко и еще доброму десятку ведущих спортсменов, в связи с чем справедливо считается самым востребованным хореографом в мире. Работает по 14 часов в день и искренне жалеет, что в сутках слишком мало времени. -Вы ушли из спорта довольно рано. Не жалеете об этом хотя бы временами? - Вовсе нет! Когда в 1998 году Таня Навка позвонила мне и сказала, что собирается кататься с Романом Костомаровым, это было неожиданно и, естественно, не очень приятно. Мне ничего не оставалось, как встать в пару с Катей Давыдовой - бывшей партнершей Романа, с которой они в 1996-м выиграли первенство мира среди юниоров. Тренировать нас я попросил Татьяну Тарасову. Но довольно быстро понял, что высоких мест нам не занять, а значит, и продолжать не стоит. Месяца через два-три приехал во Францию на турнир Trophee Lalique, где должен был выступать Ягудин, чтобы поблагодарить Тарасову за работу со мной и Катей. И вдруг она спросила, не хочу ли я поработать с ней вместе. Попросив позвонить после того, как закончится сезон. Для меня ее предложение было совершенно неожиданным. Никак не мог понять, что такое она во мне увидела. Но не колебался ни секунды. -В чем заключалась для вас притягательность личности Тарасовой? - То, что Татьяна Анатольевна выдающийся, великий тренер, не нужно даже говорить - достаточно посмотреть на результаты ее спортсменов. С ней безумно интересно работать. Она всегда располагает громадной информацией насчет всего, что так или иначе имеет отношение к ее работе. В Питере, например, спросила меня, знаю ли я, что здесь идет балет Эйфмана "Анна Каренина"? Казалось бы, ну зачем человеку с таким опытом и заслугами вообще чем-то интересоваться, стремиться к новому. Но она делает это непрерывно. И так же непрерывно стремится воплотить на льду даже то, что считается не очень возможным. Думаю, это и отличает ее от большинства тренеров. -Мне доводилось присутствовать на тренировках Тарасовой. Как вам удавалось выдерживать свойственный ей темп и ритм жизни? - Было интересно. Да и потом, мне с самого начала очень понравилась тренерская работа, чего я не ожидал от себя в принципе. Думаю, ожидания Тарасовой я оправдал. -Свою первую самостоятельную работу помните? - Какую-то конкретно, пожалуй, не назову. Запомнился первый год работы, когда Тарасова нередко чуть ли не насильно отправляла меня ставить программы людям, которые обращались к ней лично и совершенно не рассчитывали увидеть в качестве постановщика кого-то другого. Причем я чувствовал, что она это делает не потому, что у самой нет времени, а специально дает мне возможность попробовать свои силы. Так было, например, с Изабель Делобель и Оливье Шонфельдером. -Наверное, было не очень приятно сталкиваться с первой реакцией клиентов, которые ждали мэтра, а получили почти мальчишку? - Я просто работал, не обращая ни на что внимания. Как правило, хватало одного дня, и люди приходили к выводу, что работа со мной их вполне устраивает. -Самым ярким моментом вашей творческой биографии до сих пор считается короткая программа "Зима", с которой Алексей Ягудин выиграл золото в Солт-Лейк-Сити. С какими воспоминаниями связана для вас та работа? - С "Зимой" все получилось довольно случайно. Я люблю музыку, довольно хорошо ее знаю. Могу сказать, как именно тот или иной исполнитель, или дирижер интерпретируют то или иное произведение, какой оркестр играет то или иное произведение быстрее, а какой - медленнее. До сих пор много времени провожу в музыкальных магазинах. А тогда, когда мы искали музыку для Леши, я зашел в музыкальный магазин в Нью-Йорке и услышал, что в торговом зале звучит что-то совершенно незнакомое. Выяснилось, что как раз в этот день, чуть ли не за час до моего прихода в магазин привезли самый первый диск группы "Бонд", о существовании которой тогда, естественно, мало кто вообще слышал. Ну а потом, когда пошла работа над программой, совпало просто все. И музыка, и костюм, и настроение, и катание. Не могу сказать, например, что с точки зрения техники та дорожка шагов, которую вспоминают до сих пор, была какой-то необыкновенной. Главным ее преимуществом стала прежде всего музыкальность. Каждый шаг соответствовал логике мелодии. Поэтому "Зима" и заиграла до такой степени. Особенно запомнилось, как мы сидели дома у Леши за бокалом вина, слушали музыку, обсуждали, что сделать в той или иной части программы, потом начали воспроизводить все это на полу и протанцевали до трех часов ночи. -Как реагировала на ваши идеи Тарасова? - Мы постоянно работали втроем, и как-то получалось, что никакого разделения на свои и чужие идеи не было. Все они воспринимались как общий труд, когда совершенно не важно, кто именно придумал тот или иной шаг или жест. -Знаю, на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, где у бортика во время соревнований помимо тренера мог находиться только один человек, психолог Загайнов, работавший с Алексеем, пытался убедить Тарасову, что этим человеком должен быть он, а не вы. Вас это обижало? - Мне достаточно безразлично где находиться, когда катается спортсмен. К тому же, когда Игры начались, в наших отношениях с Тарасовой и Ягудиным уже была напряженность. Мы точно так же продолжали делать все возможное, чтобы Леша выиграл, но прекрасно понимали, что в дальнейшем совместной работы, скорее всего, не получится. Причины не имели к спорту никакого отношения, поэтому даже не стоит о них сейчас говорить.

Tiger: -Я не раз наблюдала, как тренер и спортсмен оставляют от первоначальной работы хореографа "рожки да ножки". Вы как-то реагируете, когда подобное происходит с поставленными вами программами? - Расстраиваться по этому поводу бессмысленно. Есть тренеры, которые вообще не прикасаются к постановке: ни одно движение не меняется в течение всего сезона. Есть и такие, кто перекраивает все. В любом случае, контролировать это невозможно. Из тех, с кем приходилось работать, со мною почти никогда никто не спорил. Разве что насчет музыки. Например, Саша Коэн в этом сезоне долго не могла сделать выбор для произвольной программы, хотя "Ромео и Джульетту" я предложил ей сразу. Прошла целая неделя, в течение которой мы катались под самые разные мелодии, прежде чем Саша согласилась с моим мнением. -Идея взять для короткой программы Коэн "Очи черные" тоже принадлежала вам? - Да. И родилась она довольно давно. Есть такой композитор - Алик Гольдштейн, который постоянно помогает мне в работе с музыкой. Год назад он позвонил и сказал, что нашел замечательный, очень хорошо сыгранный вариант этого романса. Музыка мне понравилась, но целиком от начала и до конца она все же звучала не настолько сильно, как мне хотелось бы. И я стал искать "Очи черные" везде, где только мог. Собрал десятка два различных записей. Сейчас программа Коэн состоит из четырех разных вариантов этой музыки, причем в каждом из них есть своя "изюминка". -Как вы относитесь к распространенному в фигурном катании явлению, когда у двух или нескольких фигуристов оказывается одно и то же музыкальное сопровождение программ? - Меня вообще не заботит этот вопрос. -Считаете, это не важно? - Для тех, кто борется за первые места, - нет. Потому что все они, как правило, блестящие исполнители, и у каждого одна и та же музыка может восприниматься совершенно индивидуально. Помню, подобный вопрос у нас возник, когда искали музыку для олимпийской произвольной Ягудина. Ему нравился саундтрек фильма "Человек в железной маске", но смущало, что под эту музыку за пару лет до этого катался Такеши Хонда. Я убедил Алексея одним единственным аргументом. Сказал: "Подумай сам, как под эту музыку катался Хонда и как можешь кататься ты". Если бы Хонда на тот момент был сильнее Ягудина - тогда совершенно другое дело. -Когда вы работали с Евгением Плющенко над короткой программой "Однажды в Мексике", то знали, что этот же саундтрек собирается использовать в короткой программе Стефан Ламбьель? - Не знал. Но уверяю вас: если бы Женя оставил ту программу, все говорили бы не о том, что Плющенко взял музыку Ламбьеля, а что Ламбьель взял музыку Плющенко. -С кем вам интереснее работать - с танцорами или одиночниками? - С мужчинами. Думаю, что у них этот сезон будет самым интересным - появилось огромное количество хорошо катающихся спортсменов. -Многие склонны считать это следствием введения новой системы. - Она мне в целом нравится - очень хороша для соревнований. Результаты стали более объективными, их можно объяснить. Но кое-что я поменял бы. Например, из двух дорожек в короткой программе сделал бы одну свободную - без жестких требований к элементам. Тогда программы получались бы куда более интересными. -Так же можно было бы поступить и с вращениями. - С вращениями такой проблемы нет. Они несколько утратили свою зрелищность из-за потери скорости. Но это происходит потому, что нынешнее поколение фигуристов просто никогда специально не училось тому, что требуют сейчас новые правила. Если дать спортсменам еще год, все наверняка начнут вращаться и лучше, и быстрее. -Если говорить о мужском катании, вам не кажется, что новые правила предоставляют определенное преимущество фигуристам с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Они, как правило, более пластичны, выразительны, а именно эти качества особенно ценятся, когда речь идет о компонентах программы. - Я с вами согласен. Мне кажется, судьи сами должны пересмотреть свое отношение к мужскому катанию. В нем есть огромные плюсы - мощь, скорость, и все это обязательно должно оцениваться особо. Считаю, что надо обязательно повысить стоимость четверных прыжков. Сейчас же правила довольно легко позволяют выиграть короткую программу без четверного.

Tiger: -Сколько спортсменов сейчас тренируется в вашей группе? - Девять танцевальных пар и одиночник из Японии. -Не боитесь, что при таком количестве спортсменов через какое-то время у вас просто перестанут появляться новые идеи? - При старой системе для меня было совершенно неприемлемым тренировать больше трех пар, потому что каждая из них требовала колоссальной работы. Нужно было изобретать разные поддержки, искать свой стиль. Теперь же в правилах четко прописано, что и как делать, так что все пары вынуждены показывать одни и те же элементы. Можно придумать что-то другое, но это попросту не оценят. Но даже при этом не считаю, что мои танцоры похожи друг на друга. Проблема только во времени. Приходится работать по 14 часов в день, а иногда и ночью. Мне помогает Шэ-Линн. При этом она много выступает в шоу. Виктор Краатц не захотел продолжать кататься после ухода из любительского спорта, и она танцует одна, причем выглядит чуть ли не лучше всех. -Согласитесь, в этом есть что-то ненормальное - иметь молодую, очаровательную жену, четырехлетнюю дочь и чуть ли не круглосуточно пропадать на катке. Ради чего? Чтобы заработать больше денег? - Нет, абсолютно. Кстати, многие спортсмены, у кого нет возможности платить за тренировки, катаются у меня бесплатно. Просто работать мне нравится гораздо больше, чем ездить в отпуск. Хотя я не очень хорошо помню, что такое - быть в отпуске. Возможно, стоит попробовать. -Вас удивила просьба Тарасовой взять к себе в группу ее российскую танцевальную пару? - Это было неожиданно. Учитывая, какие между нами сложились отношения, никогда не думал, что она когда-либо ко мне обратится. -Телефонная трубка из рук не выпала? - Мы разговаривали не по телефону. Татьяна Анатольевна встретилась со мной лично и попросила прийти к ней на тренировку - посмотреть на Олю и Виталия (речь о паре Ольга Орлова - Виталий Новиков. - Прим. Б.В.). Я с удовольствием их взял - у меня никогда не было российской пары. -Какое это имеет значение? Тем более для вас - тренера, который постоянно живет в США и не работал в России ни одного дня? - Ну я же русский. Не знаю, как объяснить, но для меня разница есть. Возможно, это и называется - патриотизм. Да и потом... Я не мог отказать Тарасовой. Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ http://www.sport-express.ru/newspaper/2005-11-29/16_1/


Tiger: Морозов возвращается в Россию. Морозов подтвердил, что в ближайшем будущем (сразу после чемпионата мира) перебирается в Москву на постоянное место жительства. Причем, скорее всего, вместе с учениками - Нобунари Одой и Мики Андо. "Они же и в Америке - не дома, так что большой разницы, где именно жить, я не вижу", - сказал он на этот счет. Продолжать тренерскую работу в полном понимании этого слова Николай не намерен - будет скорее консультантом. По мнению Николая, в этом качестве он будет намного полезнее российскому фигурному катанию, чем как наставник ограниченного числа личных учеников. http://olympiada.sport-express.ru/2010/reviews/4238

Tiger: Чистый прокат "Иногда разобиженный спортсмен, который хочет тебе что-то доказать, лучше, чем спортсмен, с которым у тебя хорошие отношения", - убежден тренер по фигурному катанию Николай Морозов - Николай, вы ставите программы многим знаменитым спортсменам, вас называют самым востребованным хореографом в мире. Сколько стоит час вашей работы? - Я не работаю по часам: со всеми моими спортсменами заключаю контракт. Да и программы сейчас ставлю уже гораздо меньше. Не то что пару лет назад, когда выдавал по семьдесят программ в год. А теперь отказываюсь работать с соперниками своих спортсменов. Для своих же короткая программа стоит 2,5-3 тысячи долларов, произвольная - 5,5-6 тысяч. Впрочем, бывают и исключения. Как-то у меня не получалось по времени приехать к Мишель Кван (американка, пятикратная чемпионка мира. - "Итоги"), и она предложила заплатить за неудобства около 20 тысяч долларов за программу. В среднем постановка программы занимает от двух дней до недели в зависимости от уровня подготовки спортсмена. Например, американке Саше Коэн поставил программу за два дня. А вот работа над полюбившейся всем программой под музыку из "Призрака оперы", которую два года назад "катал" мой воспитанник Дайсуке Такахаши, заняла очень много времени. Около полутора месяцев я только слушал музыку. Зато теперь могу сказать, что знаю о "Призраке оперы" все: не только саму музыку, но и какой оркестр играет ее медленнее, какой быстрее, какой инструмент преобладает в том или ином исполнении. Такахаши был полностью готов к программе. К слову, у моих воспитанников есть определенный стиль, на выработку которого уходит в общей сложности около двух лет. - После чего воспитанник вас бросает... - Тренируя фигуристов, ты думаешь, что они такие классные, вкладываешь в них все свои силы, улаживаешь их проблемы вне льда… А потом вдруг они уходят. Я два года тренировал Такахаши бесплатно, он жил у меня, ел-пил, оплачивал только постановку программ. Парень начал выигрывать, взял "серебро" на чемпионате мира, первое в истории японского фигурного катания, после чего я предложил ему оформить наши отношения в контракте. Он не согласился на мои условия, и мы расстались. - Почему среди ваших учеников так много японских фигуристов? У них что - какой-то особый дар? - У японцев в силу определенных анатомических особенностей тело для занятий фигурным катанием подходит больше, чем у американцев или европейцев. У них более короткие ноги, центр тяжести смещен несколько ниже, они устойчивее. Их тело само находит нужный ритм и амплитуду для прыжка, они меньше тратят энергии, остаются свежее к концу программы. Японскому фигуристу говоришь: "Иди прыгай", он идет и все в точности выполняет. - С кем интереснее работать: с парами или с одиночниками? - Я в чем--то лидер, в чем--то авантюрист и при этом очень амбициозен. Но, на мой взгляд, интереснее всего тренировать проблемных спортсменов. Мне нравится брать фигуристов в "разложенном" состоянии и вдохновлять их на большее. Работал я, к примеру, с канадской танцевальной парой Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц. Они были очень тяжелыми учениками, потому что раза три или четыре становились бронзовыми призерами чемпионата мира и ярлычок "вечных неудачников" как будто к ним приклеился. Даже при хорошем "прокате" они никак не могли выиграть. У таких спортсменов опускаются руки, начинаются травмы, депрессии… В итоге я добился того, что в 2003 году канадцы выиграли чемпионат мира. Другим своим достижением считаю призовое место украинских танцоров Елены Грушиной и Руслана Гончарова на Олимпиаде в Турине. Украина - страна, которая в фигурном катании веса не имела, ни о каких олимпийских медалях и речи не шло. Как, впрочем, мало кто верил и в японку Мики Андо, которая в 2006 году была шестнадцатой, а в 2007-м выиграла чемпионат мира. - Когда Бурн и Краатц выиграли чемпионат мира, вам было всего 28 лет. Для тренера это юный возраст. Голова от успехов не закружилась? - На это просто не было времени. Как только начинаются звездность и самолюбование, не важно, спортсмен ты или тренер, сразу начинаешь проигрывать. Проверено. - Тренерская ноша тяжелее доли спортсмена? - Когда сам выступаешь, несешь гораздо меньше ответственности. Катаешься, но не очень понимаешь, зачем. За тебя думает наставник. Когда ты тренер, в твоих руках судьба спортсменов. Хорошо, если их карьера складывается успешно, к ним приходят известность, заработки. А если нет, то жизнь ломается. И потому почти круглые сутки я если не физически, то в мыслях нахожусь на катке. Выдержать это может только человек, прошедший хорошую школу. Например, у Татьяны Тарасовой всегда был такой подход - она жила жизнью своих учеников. На мой взгляд, это и есть настоящий тренер. Порой кажется: все, что ты делал, рушится на глазах. И тогда только опыт помогает сохранить самообладание: "Спокойно, все наладится". Ученики должны видеть тренера всегда сдержанным и уверенным. - Этому вы тоже у Татьяны Тарасовой научились? Считаете себя Тарасенком, как она называет своих воспитанников? - Я мало у Татьяны Анатольевны тренировался. Зато мне удалось поработать с ней вместе в США, и за эти три года я очень многому у нее научился - одни только психологические приемы дорогого стоят. - Используете их теперь на практике? - Разумеется. Этим летом пришел ко мне очень талантливый фигурист Нобунари Ода, который из-за дисквалификации целый год не выступал. Начал тренироваться и на первом же турнире в короткой программе занял первое место. На следующий день - произвольная, и я понимаю, что все оставшееся время до старта он будет думать о том, как выиграть, перегорит и во время выступления наделает ошибок. Начни я его успокаивать, это только усугубило бы ситуацию. Значит, надо было сделать так, чтобы он отвлекся. Прихожу на утреннюю тренировку, он меня видит. Я спокойно разворачиваюсь и иду на улицу, минут пятнадцать курю. Возвращаюсь, он злой: как так, я не пришел вовремя на него посмотреть в день соревнований? Целый день он злится и не разговаривает со мной. Зато вечером выходит на лед и выдает "чистый прокат" - первое место. Или взять Мики Андо, которая весь прошлый год не хотела кататься. Ведь в Японии фигуристы гораздо популярнее, чем у нас в России. Это звезды первой величины! Что еще человеку надо, если в двадцать лет ты - чемпионка мира?! Ей хочется заняться своими делами, а ее заставляют тренироваться. На первых двух турнирах Гран-при она каталась отвратительно. Тогда я сказал, что тренировать ее больше не буду. Она занималась одна, сама себе включала музыку и пыталась мне доказать, что она лучшая. В результате Мики великолепно выступила в Японии, зал стоя аплодировал ей минут десять… - Ревность между вашими спортсменами случается? - А как же без нее, особенно при большом количестве учеников. Внимание нужно уделять всем. Но иногда разобиженный спортсмен, который хочет тебе что-то доказать, лучше, чем спортсмен, с которым у тебя хорошие отношения. - А с российской федерацией фигурного катания вы в каких отношениях? Все ж таки конкурентов нам готовите. - Думаю, в федерации уже смирились с тем, что я в основном работаю за рубежом. Вполне возможно, что кто-то чем-то недоволен. Сейчас в российской сборной на высоком уровне выступают только парники и танцоры, а среди одиночников нет фигуристов, которые могли бы соперничать с моими учениками. Но они появятся. - Откуда такая уверенность? - Российские фигуристы показали хорошие результаты на последней Олимпиаде. Это был пик. Сейчас последует небольшая пауза, потому что подготовка новых чемпионов займет время. На этапе Гран-при в Москве во время тренировок на катках в ЦСКА и Одинцове я увидел очень много талантливых детей. Успехи вернутся, другое дело, что в иных странах специалисты тоже не спят. Хорошие тренеры появились в Швеции и Финляндии. Когда такое было? А все началось с того, что много советских тре неров уехало за границу, и повсюду они делились своими наработками. Вот за рубежом постепенно и вырастили звезд, впитав все лучшее от нас. - Зато мы сейчас сетуем на нехватку хороших специалистов. - Дело не в количестве, а в нежелании тренеров учиться. Из-за огромного притока детей в секции они сегодня, вероятно, просто зарабатывают деньги. - Где сейчас тренеру проще себя реализовать? - Мне кажется, в России и Японии. Потому что только в этих странах существует такое понятие, как тренер-наставник. И если фигурист чего-то добивается, то всячески подчеркивается, что в этом заслуга и тренера. В этом есть какое-то благоговейное отношение к профессии. А вот если в Америке или Европе спросить фигуриста, как он прославился, он никогда не вспомнит своего тренера. Скажем, Фрэнк Кэролл, наставник Мишель Кван, известен лишь узкому кругу людей. Но если по стадиону пойдет сама Мишель, за ней ринется толпа фанатов. В Америке спортсмен выбирает тренера, причем у одного он может взять урок в понедельник, у другого - в среду, у третьего - в пятницу. В зависимости от квалификации тренера занятие стоит от 60 до 100 долларов. При этом ни один тренер ни за что не отвечает. А вот в нашей стране специалисты, воспитавшие чемпионов, не уступают им в популярности. Это приятная составляющая профессии. - Но должна быть и некая дополнительная мотивация... - В одном из интервью Татьяна Тарасова как--то сказала обо мне: "Я сделала все в фигурном катании: не только вырастила чемпионов, главное, что я воспитала тренера". Мне было очень приятно это услышать. Я действительно знаю кое-что о фигурном катании - это касается соревнований, подготовки, каких--то коммерческих тонкостей. Мне бы хотелось создать что--то глобальное - открыть свою школу, например, где я мог бы делиться знаниями. Поверьте, жизнь меня многому научила, и я многому мог бы научить. http://www.itogi.ru/sport/2008/51/135780.html

Tiger:

Tiger:

Tiger: С Мики Андо

Tiger: С Ридами

Tiger: Николай Морозов: «Я бы с удовольствием поработал с русскими фигуристами. Но предложений пока нет»Тренер и хореограф Николай Морозов, сделавший карьеру за рубежом, в эксклюзивном интервью Sports.ru рассказал о японских пластилиновых фигуристах, которые прячут эмоции, сложной ученице Мики Андо, разрыве контракта с Дайсуке Тахакаши, ожидании чуда от наших фигуристов и олимпийских программах Евгения Плющенко. Когда-то напарник Татьяны Навки, затем помощник знаменитой Татьяны Тарасовой, автор золотых олимпийских программ Алексея Ягудина и Шизуки Аракавы, а сейчас самостоятельный специалист Николай Морозов в очередной раз доказал, что его метод работы приносит успех. Морозов – уникальная личность в мире фигурного катания, «3 в 1» – тренер-хореограф-постановщик. Его композиции отличаются легкостью. Так необходимые при нынешней судейской системе сложные «крюки и выкрюки» и хореографические па не перегружают общее впечатление от программы и, что самое главное, не мешают спортсменам исполнять прыжки. На столичном этапе Гран-при его подопечная Мики Андо одержала убедительную победу. – Вы довольны выступлением Мики Андо? – Ничего особенного, на мой взгляд, не произошло. К победе Мики отношусь более чем спокойно, идет плановая подготовка к основным стартам года. – Какое значение имеют этапы Гран-при в олимпийском сезоне? – Для кого-то это высший пилотаж, для кого-то тренировка. Я рад, что Мики хорошо выступила. Она не супер выступила, а средне, как сейчас готова. Никто не старался, чтобы она каталась лучше. – В ее арсенале значится четверной сальхов. В Москве он не был даже запланирован…. – Да, пока она его даже на предстартовой тренировке не пыталась сделать. – Почему? – Спешить некуда. Все впереди. Пока нет смысла рисковать. – Реально ли будет бороться с кореянкой Ю-На Ким? – Это очень сложный вопрос. Кореянка несколько лет приезжает на чемпионат мира в великолепной форме, однако выиграла его лишь однажды. Исход Олимпийских игр предсказать невозможно. И мы не отказываемся от борьбы. – Вы не первый год работаете с японскими спортсменами. Их темперамент отличается от русских? – Я над этим работаю. И рад, что Мики каталась уже не как японка. Она показала эмоции. Она понимает, насколько это важно. На японском лице эмоций, как правило, не увидишь, они их не показывают. Все прячут в себе. Такова их культура. Но эмоции-то у них есть, и моя задача – заставить их открыться и показать чувства людям. – Судьям это нужно? – А как же! По судейским схемам это перфоманс и интерпретация. Очень важно произвести на арбитров хорошее общее впечатление. – И как же работаете над этим? Вдохновляете перед выходом на лед? – Это каждодневная тяжелая работа. Я рад, что мои спортсмены понимают, что это важно. – Где вы тренируете японских фигуристов? – В Америке, а в Японию езжу только на соревнования. – Уход от вас Дайсуке Такахаши связан с приходом Нобунари Ода? – Нет. Сначала я разошелся с Дайсуке, а затем стал работать с Нобунари. – Почему тогда ушел Такахаши? – Он подписал контракт с агентом, который стал вмешиваться во все детали катания. Мне это не нравилось, и я предложил Дайсуке выбирать: либо ты остаешься со мной, либо со своим агентом. – Работа агента мешала общему результату? – Да. Например, я считаю, что травма, которую в прошлом году получил Дайсуке, полностью на совести агента, а также его вина в том, что Дайсуке мог, но не выиграл чемпионат мира в позапрошлом году. Да и сейчас его результаты говорят о неправильном подходе к тренировочному процессу. – Каким образом агент помешал? – Ну, например, он заказал ему ботинки на полразмера меньше. И Дайсуке молчал, никому об испытываемых неудобствах не говорил. Молчал, как и положено в их культуре. Одним словом, приказали, значит надо выполнять. – Получается японские фигуристы – это пластилин? – Нет, это далеко не так. Просто им надо долго объяснять, что происходит. У них очень талантливые тела, а что с ними делать, они не знают. – Кто вам помогает работать? – Со всеми я работаю один. – Многие фигуристы высоко ценят ваши программы, узнают почерк. – Мне очень приятно, что так говорят. И мне очень нравится работа. И работать мне легко. Я стараюсь создавать индивидуальный образ для каждого. Иду от спортсмена, думаю, что подойдет именно ему. Я очень люблю работать со сложными спортсменами. После Шизуки Аракавы я работал с Мики и Мао Асадой. Но впоследствии сделал выбор в пользу Мики, потому что для меня она более сложный спортсмен. У нее была неординарная психология. Для меня она представляла больше проблем. Мне нравится работать со спортсменами, которых другие уже либо списали со счетов, либо забыли. Но они при этом должны быть сильными личностями с серьезным потенциалом. – Мао Асада, основная конкурентка Андо, приехала в Москву с самым сложным набором прыжков. В обеих программах Асада пыталась исполнить аксель в 3,5 оборота как отдельно, так и в каскаде. Причем делала их на разминке, но не справилась ни с одним во время выступления. На ваш взгляд, в чем причина ошибок Асады? – Если бы она каталась не у Татьяны Анатольевны (Тарасовой), я бы объяснил. Мне видно, в чем причина. Но она катается у Татьяны Анатольевны, поэтому я воздержусь от комментариев. Пускай они сами разбираются в своих ошибках и думают, как их исправить. – Стоит ли россиянам ждать чудес на Олимпийских играх от Алены Леоновой? – От русских всегда надо ждать чудес. Поскольку в наших спортсменах заложен определенный базовый уровень, которого нет у тех же японцев. У нас очень сильные характеры. А также сильные тренеры. Наши специалисты превосходят иностранных по уровню знаний. Недаром, многие иностранцы выбирают себе российских тренеров. – Вам бы хотелось поработать с Леоновой? – Я бы с удовольствием поработал и с ней и вообще с русскими фигуристами. Но предложений пока нет. – Наверное, потому что ваша помощь очень дорога? – Нет. Я бы с удовольствием поработал. И вижу, что среди подрастающего поколения очень много действительно хорошего материала. Как среди мальчиков, так и среди девочек. – Как оцениваете результат Плющенко? – Женя доказал, что он не просто вернулся, а может претендовать на олимпийское золото. Учитывая его набор элементов, я бы ему уже сегодня поставил памятник. В этом турнире, исполнив четверные, он переплюнул результаты трех последних чемпионатов мира, в которых он не участвовал. – Это говорит о том, что никто не успел привнести что-то новое? – О том, что они просто более слабые. – Сам Евгений и его тренер Алексей Мишин считают, что остальной мир мужского одиночного катания резко взялся за изучение четверных прыжков. Таким образом, благодаря возвращению одного фигуриста поднялся уровень мужского катания в целом. – Не могу согласиться. Поскольку не только в этом сезоне, но и в прошлом многие старались исполнить четверные. Просто это не получалось. А Женя уже сегодня доказал, что он может не только планировать сложные прыжки, но и с легкостью их исполнять. – То есть уже сегодня мы можем быть уверены в его победе…. – Нет, на первое место я его поставить заранее не могу, потому что все, что касается Игр, непредсказуемо. Ясно лишь одно, что он безоговорочный лидер. http://www.sports.ru/others/figure-skating/42553586.html

Tiger:

Tiger: В Россию возвращается легендарный тренер Николай Морозов 29 июня 2010, 19:24 Зангалис К. Знаменитый тренер Николай Морозов, возвращается из США в Россию. После ухода из любительского спорта, в 1999 году, Морозов работал помощником тренера у Татьяны Тарасовой с Алексеем Ягудиным. Именно он поставил Ягудину программу «Зима», с которой Алексей победил на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Морозов подготовил таких известных фигуристов как: Мишель Кван, Бриан Жубер, Дайсукэ Такахаси, Мики Андо, Евгений Плющенко, и другие. В настоящее время считается самым востребованным хореографом в мире. В Москве Морозов будет работать с Сергеем Вороновым. - Планирую быть в Москве уже 10 июля, - сказал в телефонном разговоре корреспонденту «Советского спорта» Кириллу ЗАНГАЛИСУ Николай Морозов. – Очень надеюсь, что своей работой с Сергеем Вороновым принесу пользу российскому фигурному катанию. http://www.sovsport.ru/news/text-item/394742

SAVTA: Николай Морозов приедет в Даугавпилс В воскресенье, 8-го августа, в Даугавпилс (Латвия) должен приехать известный российский тренер по фигурному катанию Николай Морозов. Вместе с ним приедет и его ученица, чемпионка мира 2007 года японка Мики Андо. С 13:20 до 14:20 в воскресенье в Даугавпилсском Ледовом дворце у всех заинтересованных будет возможность увидеть показательные выступления Николая. На мероприятия приглашаются все тренеры по фигурному катанию, фигуристы и их родители, чтобы не только понаблюдать за выступлением, но и пообщаться с тренером. Гость города проконсультирует местных тренеров и их воспитанников, об этом порталу gorod.lv сообщил Наурис Мацкевичс. Николай Морозов желает популяризовать фигурное катание как вид спорта в Даугавпилсе. Планируется, что в будущем такие выступления станут регулярными, и существует возможность, что уже через несколько лет, известные тренеры России будут работать с молодыми даугавпилчанами. Вместе с Морозовым, в Даугавпилс должна прибыть и чемпионка мира 2007 года Мики Андо. Хотя на лёд она выходить не будет. У всех заинтересованных будет возможность пообщаться с фигуристкой и выслушать её советы. Напомним, что Николай Морозов, один из самый востребованных тренеров в мире, много лет работал в США, а этим летом вернулся в Россию, чтобы заниматься и с отечественными фигуристами. Также нельзя не отметить и то, что в 2010 году множество фигуристов из России проводили свои учебно-тренировочные сборы в Латвии: это группы Светланы Алексеевой, Александра Жулина, Светланы Соколовской и Евгения Рукавицына. http://www.fskate.ru/news/29/

SAVTA: В Даугавпилсе знаменитый тренер Николай Морозов провел мастер-класс 8 августа в Даугавпилсском Ледовом дворце прославленный российский тренер и хореограф Николай Морозов провел мастер-класс по фигурному катанию. Н.Морозов считается одним из самых востребованных хореографов по фигурному катанию в мире. Он ученик Татьяны Тарасовой, постановщик программ многих звезд, в частности, программы Алексея Ягудина «Зима», с которой тот победил на Олимпиаде 2002 года. Вместе с Н.Морозовым в Даугавпилс приехала Мики Андо, японская спортсменка, чемпионка мира 2007 года, первая и единственная фигуристка, выполнившая четверной прыжок. После часового мастер-класса состоялась небольшая пресс-конференция. Николай Морозов был немногословен, но отметил, что впервые посетил Латвию по приглашению старых друзей, ему очень понравились Рига и Даугавпилс. По словам мастера, в Даугавпилсе работа на льду организована более четко, чем в Риге. Он похвалил даугавпилсскую ледовую площадку, отметил молодых и увлеченных тренеров. В планах – продолжение сотрудничества. Во второй половине августа Н.Морозов снова приедет в Даугавпилс с десантом своих учеников, тогда занятия не сведутся к одному мастер-классу, а продлятся несколько недель, в них будут вовлечены и тренеры, и дети, занимающиеся в Ледовом дворце. «В Даугавпилсе начнется единый творческий процесс для всех, кто любит фигурное катание», - сказал в заключение Н.Морозов. http://www.d-fakti.lv/ru/news/article/21426/

SAVTA: Николай Морозов может обосноваться в Латвии? Daugavpils.lv Известный российский тренер по фигурному катанию Николай Морозов, который летом 2010-го вернулся в Москву после многолетнего проживания в США, может перебраться в соседнюю Латвию. В Даугавпилсе ему готовы создать все условия для работы. Об этом сообщает латвийский портал "Gorod.lv". Официальных заявлений и комментариев по данной теме нет и Морозов, пока, продолжает переезжать с катка на каток. В начале июля в Даугавпилс (Латвия) приехал российский предприниматель Александр Беба. В этом городе россиянина интересовала возможность создания нового производства в индустриальном парке завода приводных цепей Ditton, сообщает Инесе Андиня, руководитель Отдела общественных отношений Даугавпилсской городской думы. Кроме возможности разместить в русскоязычном Даугавпилсе свой бизнес, Александр Беба выразил заинтересованность в поддержке фигурного катания. Эту свою задумку предприниматель уже начал воплощать в жизнь. По его приглашению в прошедшие выходные Даугавпилс посетил российский тренер по фигурному катанию и хореограф Николай Морозов. Знаменитый тренер провел в Даугавпилсском ледовом дворце мастер-класс для молодых фигуристов. 9 августа председатель городской думы Янис Лачплесис встретился с Александром Бебой, Николаем Морозовым и Владимиром Лелюхом. Николай Морозов сообщил председателю думы о задумке создать в Даугавпилсе центр по фигурному катанию мирового уровня. Тренер считает, что латвийский город идеально соответствует этим целям, здесь есть хорошая спортивная база, соответствующие бытовые условия и много заинтересованных людей. Он также положительно оценил достижения молодых даугавпилсских фигуристов. Гости встретились с руководством Латвийской федерации фигурного катания и договорились о возможностях тренировать в Даугавпилсе кандидатов в сборную Латвии. Янис Лачплесис выразил поддержку проекту со стороны самоуправления, подчеркнув, что ему следует включиться и пополнить собой уже существующую в городе структуру спортивной жизни. Николай Морозов начнет свою деятельность в Даугавпилсе уже в конце этой недели с руководства тренировочным лагерем, в котором примут участие его воспитанники, среди которых будет много спортсменов известных мировой публике. http://www.fskate.ru/news/41/

SAVTA: Николай Морозов: «В Даугавпилсе вполне может находиться школа лучших фигуристов мира» Как уже сообщал новостной портал D-fakti.lv, в Даугавпилсе в начале августа начал работать знаменитый российский тренер по фигурному катанию и хореограф Николай Морозов. О своих планах, о книге «Kiss and cry» и о девятилетней дочери Анабель – в эксклюзивном интервью D-fakti.lv. - И все-таки, что вы сейчас делаете в Даугавпилсе? В одном из интервью в России вы сказали, что хотите создать свою школу. Так, может быть, она здесь у нас рождается? - Я много лет проработал в Америке. Вернулся в Москву, потому что меня позвали. А московский смог буквально выгнал меня из столицы. Так при содействии друзей я немного случайно попал к вам. Здесь мне очень нравится. Прекрасный для жизни, красивый, чистый город. Очень хороший каток, очень хорошие люди. Идеальные условия для тренировок. Сейчас сюда съехались 8 моих учеников из Франции, Италии, Японии, Испании, России и Казахстана, это лучшие фигуристы своих стран. На следующей неделе приедут новые спортсмены. Мне помогает работать Виктор Николаевич Кудрявцев, мой учитель, я занимался у него до 17 лет. Собственно школа уже есть. И она вполне может находиться в Даугавпилсе. Фигуристам, кстати, тоже тут очень хорошо. Я повторюсь – идеальные условия. И мы готовы помогать латвийским фигуристам, развивать фигурное катание в Латвии. Виктор Николаевич консультирует малышей, которые занимаются в вашем Ледовом дворце. - А как вы вообще стали фигуристом и потом тренером? - Родители в четыре года привели меня на каток. Дело было в Москве. Они сами никакого отношения к фигурному катанию не имели, но этот вид спорта в столице был очень популярен тогда, как и сейчас, впрочем. Я вначале был одиночником, потом танцевал в паре с Татьяной Навкой, потом расстался с ней. После Олимпиады-1998 в Нагано я почувствовал, что нет смысла дальше кататься, и в 1999 году стал работать с Татьяной Анатольевной Тарасовой, помогать ей в тренерской работе. - Она очень жесткая женщина? - Да. Я многому у нее научился не только в спортивном отношении, но и в психологическом. Пожалуй, второе важнее первого. Тарасова внесла большую лепту в мою жизнь, но после 4-5 лет совместной работы я стал тренировать фигуристов самостоятельно. - У вас есть любимые ученики? - Я всех люблю. За последние 9 лет у меня только два чемпионата были без медалей. Моя жизнь принадлежит моим ученикам. - Среди ваших воспитанников много японцев, в Японии вы часто бываете, там вышла ваша книга. Вы фанат этой страны? - Нет. Просто так сложилось. Сейчас у меня остались одна танцевальная пара и чемпионка мира 2007 года Мики Андо. С японцами трудно. Они очень отличаются от нас, невероятно отличаются. Япония – абсолютно иной мир. Японцы не выражают эмоций, трудно добиться этого выражения, что вредит фигурному катанию. Книга, да, вышла. Она называется «Kiss and cry». Такое место, вы видели, наверное, по телевизору, где тренер и спортсмен ждут оценок судей, плачут и целуются… Книга написана по-английски, переведена на японский. Она о моей работе и о японских фигуристах, с которыми я работал. На русский язык она не переведена, я не думаю, что России интересен мой японский опыт. Я очень популярный в Японии человек, меня узнают на улицах. Ну, примерно как Татьяну Анатольевну Тарасову в Москве. Но с японцами очень нелегко… - У вас есть какие-то увлечения, кроме фигурного катания? И как вы предпочитаете отдыхать? - Увы, времени нет. Даже на отдых. Иногда я уезжаю куда-нибудь с дочкой. Анабель живет в США, ей 9 лет. Занимается фигурным катанием, я ей помогаю. У нее здорово получается, она талантливая. И главное – ей очень нравится кататься. - Можно вас спросить о личной жизни? - Личной жизни нет. Я был дважды женат, но никто долго не выдерживает. Я все время занят, я работаю. Так что можно сказать, что я свободен… Новостное агентство D-fakti.lv благодарит организатора культурных мероприятий спортивного центра «Daugavpils ledus» Наталью Мишковскую за помощь в организации интервью. D-fakti.lv http://www.d-fakti.lv/ru/news/article/22279/ Сбор Морозова (фото) http://vkontakte.ru/album86401383_116012226

Tiger: Сюжет о Николае Морозове (Латвия) http://www.youtube.com/watch?v=ry9Iuxtq_AM

piparkoogid: Николай Морозов: "Работать с японцами очень тяжело" Фото Владимира СЕРГЕЕВА СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ Как бы и в какой стране ни складывалась карьера Николая Морозова, он неизменно привлекает к себе внимание. В тренерском послужном списке - олимпийская победа Шизуки Аракавы в Турине, золото чемпионатов мира танцоров Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца в 2001-м и Мики Андо - в 2007-м. В числе выдающихся хореографических достижений - "Зима" Алексея Ягудина, "Очи черные" Саши Коэн, "Хип-хоп" Дайсуке Такахаси, "Огни большого города" Нобунари Оды. В свое время удивил тем, что безо всякого сожаления расстался с Такахаси после того, как сделал ученика серебряным призером чемпионата мира, а в конце прошлого сезона - и с Одой. Принял решение перебраться из Америки в Россию и... осел в латвийском Даугавпилсе. Вывел Мики Андо в финал нынешнего "Гран-при" с лучшим женским результатом, но не скрывает при этом, что наиболее удачные программы поставил в этом сезоне вовсе не ей, а своему французскому ученику Флорану Амодио, который не входит даже в первую десятку Европы. В качестве кредо предпочитает фразу: "Когда все складывается легко, мне становится неинтересно работать". * * * Победа на этапе "Гран-при" в Москве далась Андо и Морозову колоссальными усилиями. Уже после приезда в столицу, когда вся группа российского специалиста готовилась к соревнованиям, тренируясь на стадионе "Москвич", японская фигуристка столкнулась в прыжке с 18-летним парнем, серьезно повредив спину. После короткой программы она занимала пятое место, и было непонятно, сумеет ли Андо продолжить выступление... - Ну вот, теперь придется срочно менять планы и лететь в Японию. Я ведь совершенно не рассчитывал на то, что Мики попадет в финал "Гран-при", - первое, что сказал Морозов, когда мы начали беседовать. - Год назад мы в этом же самом коридоре говорили, помнится, о том, каким должно быть мужское фигурное катание и каким оно будет - на Олимпиаде в Ванкувере. Вы, как мне показалось, тогда вообще не допускали, что Евгений Плющенко может проиграть. А что могли бы сказать сейчас по поводу его олимпийского поражения? - Что он и на самом деле не должен был проиграть. В произвольной программе все получилось достаточно справедливо, а вот в короткой программе Жене, на мой взгляд, немного недодали. Обсуждать фигурное катание с позиции "кто лучше катается" не имеет смысла. У Плющенко один стиль, у Эвана Лайсачека - совсем другой. У каждого, соответственно, свои преимущества. Но не забывайте о том, что в Ванкувере Плющенко дважды прыгал четверной. Сначала в короткой программе, затем - в произвольной. Этот прыжок отнимает очень много сил. Поэтому я и сказал, что готов согласиться с тем, что Плющенко проиграл произвольный прокат, но никогда не соглашусь с его оценками в короткой программе. Для того, чтобы пойти на Олимпийских играх на прыжок в четыре оборота, нужно обладать большим мужеством. Это риск совершенно особого уровня. - Получается, что, когда тот или иной турнир выигрывает фигурист, не владеющий четверным прыжком, у вас, как у тренера, это вызывает внутренний протест? - Нет, тем более, что в фигурном катании это происходило достаточно много раз. Сейчас, кстати, с изменением судейских "расценок" на прыжки ситуация в мужском катании изменилась. На каждом из этапов "Гран-при" нынешнего сезона набиралось по несколько человек, кто пробовал прыгать четыре оборота. Если прыжок полностью докручен, то он приносит достаточно много очков даже при падении фигуриста. Как это получилось на этапе в Москве с моим же спортсменом Хавьером Фернандесом, например. Он получил за неудачно приземленный четверной 7,73, а это больше, чем стоит удачно сделанный тройной лутц. - Что сейчас в вашем понимании должно заключаться в формулировке "хорошая программа"? - Она, безусловно, должна быть построена на совокупности определенных вещей: скольжения, шагов, перемещений по площадке, музыки... Уже нельзя делать упор только на прыжки или же только на работу ног. А ведь и ту, и другую крайность в мужском фигурном катании мы видели неоднократно. Тому же Такахаси, было дело, поставили за компоненты 8,5, при том что на протяжении произвольной программы он семь раз упал. Ненормально, когда Патрик Чан безо всякого труда выигрывает турнир, упав три раза, как это было на этапе "Гран-при" в Канаде. - По протоколам соревнований этого года я заметила, что подавляющее большинство мужских программ стало строиться по определенному шаблону - с пятью прыжковыми элементами во второй половине программы. - Ну, да. Те, кто поумнее, исходят из того, что такая программа может принести больше баллов, и сразу начинают думать о том, как нужно тренироваться, чтобы все это "выкатать". Но хватает и таких, кто ставит прыжки во вторую половину лишь потому, что так делают другие. А сумеют это сделать или нет - это уж как получится. - А как нужно тренироваться, чтобы все выкатать? Это требует от фигуриста каких-то особенных качеств? - Нет, просто отнимает больше времени. Это никакая не сверхзадача, кстати. Леша Ягудин в свое время прыгал пять тройных во второй половине программы, при том что катать программу ему приходилось порой в пять утра. - Но ведь был и другой пример: все то время, что существует новая система, тот же Плющенко старался выполнить подавляющее большинство прыжков в начале программы, потому что иначе у него не хватало сил довести выступление до конца, не теряя скорости. - Уверен, что, если бы Женя изначально ставил перед собой задачу прыгнуть в Ванкувере пять прыжков во второй половине программы, он бы их прыгнул. Другое дело, что у него было не так много времени на подготовку к Играм. Поэтому, думаю, он и не стал неоправданно рисковать. * * * - Отвечая на вопросы журналистов в микст-зоне, вы сказали, что вам неинтересно готовить спортсмена лишь для того, чтобы на мировом первенстве он вошел в десятку сильнейших... - Поясню, что имел в виду: неоднократно приходилось наблюдать, как российский спортсмен занимает, скажем, десятое место, что, естественно, не является никаким выдающимся достижением, но при этом он абсолютно счастлив, что выиграл у другого российского спортсмена. Вот это мне совершенно неинтересно. Мне хотелось бы, чтобы мои фигуристы думали не о том, чтобы состязаться между собой, а были способны бороться за медали. - Сколько всего спортсменов в вашей группе? - Четыре мальчика и две девочки. - И японская танцевальная пара? - Да. Я вообще люблю работать с танцорами. Все-таки сам танцевал с детства. - Не так давно я прочитала высказывание японского хореографа о том, что в Японии практически исключена вероятность появления сильных танцевальных пар в силу того, что традиции национальной культуры никогда не поощряли публичного проявления чувств между мужчиной и женщиной. - То, о чем вы сказали, безусловно, дает о себе знать, но при этом во всем, что касается спорта, японцы очень быстро научились стремиться к результату. Если танцы начнут приносить победы и медали, они, поверьте, тут же станут очень популярными, невзирая ни на какие традиции. Как стало безумно популярным фигурное катание в целом. - После победы Шизуки Аракавы на Олимпийских играх в Турине появление в Японии талантливых юных фигуристов приобрело характер эпидемии. Но ведь для этого в стране должны в достаточном количестве иметься незаурядные тренеры, традиции, школы. Откуда они взялись за столь непродолжительный срок? - За счет родительского фанатизма, как ни странно. Родители смотрят все соревнования по телевизору, досконально разбирают увиденное, переносят на лед, тренируя собственных детей... Самый смешной из национальных чемпионатов, где мне приходилось бывать, это японский. - Почему? - Потому что только там можно увидеть спортсмена, который, например, прекрасно прыгает тройной аксель, но не имеет ни малейшего понятия, как прыгать тройной тулуп. Это примерно то же самое, что уметь есть вилкой, но не знать, для чего существует ложка. *** - Год назад у вас в группе уже не тренировался Дайсуке Такахаси, но оставался Нобунари Ода. После неудачного выступления на чемпионате мира в Турине Ода тоже ушел к другому тренеру. Почему? - Это было нашим обоюдным решением - расстаться. Я ведь уже говорил вам: работать с японцами очень тяжело. - Так вам же нравится, когда тяжело? - Нравится, когда речь идет о спортсменах. А не о тех, кто их окружает. Я, допустим, составляю спортсмену план тренировок, покидаю его на месяц, а, вернувшись, выясняю, что весь этот месяц он занимался обще-физической подготовкой, потому что так решила японская федерация фигурного катания. Несмотря на то, что мы с Одой расстались, у нас сохранились прекрасные отношения. Самое сложное в работе с японскими спортсменами - добиться того, чтобы они начали быть с тобой откровенными. В Ванкувере Нобу пришел ко мне за день до начала Олимпийских игр и чуть не плача сообщил, что позвонила из Японии его девушка, сказав, что беременна. Я, естественно, стал говорить, что ребенок - это здорово. И что не плакать нужно, а радоваться. Он же впал в ступор, потеряв способность думать о чем-то другом. Потому что ни о девушке, ни, естественно, о будущем ребенке не знала его мама и надо было как-то ей об этом сказать. Вот Нобунари и ломал голову, как сделать это, чтобы не "потерять лицо" и не обидеть маму. Потому что отношения между родителями и детьми в Японии - совершенно особая и очень сложная тема. В результате этих переживаний Ода совершенно забыл о том, что надо тренироваться, настраиваться на борьбу. А потом, после неудачного выступления, он стал стремиться во чтобы то ни стало доказать всему миру, что неудача была случайна. С этими мыслями приехал на чемпионат мира в Турин и тоже все проиграл. - Среди огромного количества поставленных вами программ всегда есть такие, которые запоминаются особо. - Знаю. В этом сезоне такой для меня стала произвольная программа Флорана Амодио, которая, на мой взгляд, выразительнее "Хип-хопа" Такахаси раз в десять. Думаю, что это - лучшее, что есть на сегодняшний день в мужском одиночном катании с хореографической точки зрения. - Судя по тому, что лучшая программа досталась не основной вашей спортсменке Мики Андо, а достаточно нераскрученному фигуристу, контролировать процесс создания выдающихся программ вы не в состоянии? - Вы правы. Такие программы словно появляются сами собой. Должен случиться целый ряд совпадений: удачной музыки, настроения, возможностей спортсмена на тот момент, когда ты эту музыку ему предлагаешь. Андо - спортсменка более "прыжкового" плана. Поэтому подбор музыки для ее соревновательных программ несколько ограничен. Зато я поставил ей в этом сезоне очень интересные показательные номера. Сделал это специально - чтобы показать в Японии, где Мики довольно часто катается в шоу, что она ничуть не хуже Аракавы. А во многом заметно превосходит ее. В соревновательном отношении сейчас у Андо не самый хороший период - из-за травмы спины. - Той, что она получила при столкновении с Абзалом Ракимгалиевым в Москве? - Да. Вот, кстати, еще один пример японской сдержанности: я видел, что Мики чудовищно больно, что спина постоянно ее беспокоит, что, отдыхая между тренировками, никак не может найти для себя удобное положение, но внешне она ничем не проявляла своих чувств, не жаловалась, не капризничала. Молчала весь день, сжав зубы. И лишь поздно вечером у нее вырвалось: "Не люблю Абзала". * * * - В этом году вы ставили программы Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, на которых, как известно, российская федерация фигурного катания делает серьезную ставку. Была ли эта работа хоть в чем-то для вас особенной? - Я руководствовался прежде всего тем, чтобы ребята смогли выкатать то, что я им придумаю. Чтобы это получилось чисто, с красивыми линиями, на хорошей скорости. Мы прослушали и обсудили множество вариантов различной музыки, прежде чем остановиться на "Ромео и Джульетте". - Выбор обусловлен тем, что это произведение узнаваемо и популярно во всем мире? - Скорее тем, что эта музыка предоставляет спортсменам возможность неограниченного роста. И, я бы сказал, изначально задает очень высокий уровень. - При постановке программы вам приходится держать в голове, с кем именно спортсменам предстоит соперничать, как и чем можно заведомо "переплюнуть" конкурента еще до того, как начинаешь с ним соревноваться? - О таких вещах я вообще никогда не задумываюсь. Ставлю программу так, как вижу ее применительно к тому или иному фигуристу. Стараюсь предусмотреть все мелочи, расставить элементы таким образом, чтобы человеку было прежде всего удобно кататься. - С кем в этом плане было тяжелее всего работать? - С Одой - в "Огнях большого города". Нобунари по своему характеру - спортсмен чистой воды. Ему постоянно хотелось двигаться вперед в плане сложности, скорости, навороченности шаговых дорожек, и при этом было абсолютно наплевать на образ. Порой у меня возникало ощущение, что понятие "понравиться публике" в сознании Оды вообще отсутствует. Это, я бы сказал, общая проблема японских спортсменов. Отсюда и задачи: прыгнуть в программе два тройных акселя или два каскада 3+3, или что-то еще. Единственный, до кого мне удалось в полной мере донести необходимость артистического самовыражения, был Такахаси. Так он пока и остается единственным из японских фигуристов, кто получает за компоненты по 8,5 балла. Работать с японскими мальчиками тяжело еще и потому, что они редко отличаются какими-то выдающимися внешними данными. Когда спортсмен красив, ему что ни поставь - все хорошо смотрится. Хоть каждый день программы меняй. - У вас уже сложилось четкое представление о своем постоянном месте дальнейшей работы? - Нет. До настоящего момента мы все готовились к сезону в Латвии. Сейчас вот едем в Японию, где специально для Мики ее мама и агент организовали тренировочный сбор для подготовки к финалу "Гран-при". Ну а что будет потом, пока не хочу загадывать. В Америке у меня осталась дочь, так что связи с этой страной я, естественно, рвать не собираюсь. Сейчас вот дочка приезжает ко мне в Париж на заключительный этап "Гран-при", где будет кататься Амодио. - Слышала, что в США у вас были совершенно роскошные условия для работы. - Так оно и есть. - Так зачем же уехали оттуда? - Не знаю. Идея вернуться в Россию родилась на Играх в Ванкувере. Меня попросили об этом достаточно влиятельные люди. И я подумал: "А почему, собственно, нет?" В конце концов все, что я мог сделать, работая за пределами своей страны, я уже сделал. 23.11.2010 http://winter.sport-express.ru/figureskating/reviews/9536/

piparkoogid: Николай Морозов: «Ода плохо выступил в Ванкувере из-за беременности его девушки» 24 ноября 11:10 Известный российский тренер Николай Морозов расказал о причинах неудачного выступления в Ванкувере своего бывшего подопечного – японского фигуриста Нобуари Ода. «Несмотря на то, что мы с Одой расстались, у нас сохранились прекрасные отношения. Самое сложное в работе с японскими спортсменами – добиться того, чтобы они начали быть с тобой откровенными. В Ванкувере Нобу пришел ко мне за день до начала Олимпийских игр и чуть не плача сообщил, что позвонила из Японии его девушка, сказав, что беременна. Я, естественно, стал говорить, что ребенок – это здорово. И что не плакать нужно, а радоваться. Он же впал в ступор, потеряв способность думать о чем-то другом. Потому что ни о девушке, ни, естественно, о будущем ребенке не знала его мама и надо было как-то ей об этом сказать. Вот Нобунари и ломал голову, как сделать это, чтобы не «потерять лицо» и не обидеть маму. Потому что отношения между родителями и детьми в Японии – совершенно особая и очень сложная тема. В результате этих переживаний Ода совершенно забыл о том, что надо тренироваться, настраиваться на борьбу. А потом, после неудачного выступления, он стал стремиться во чтобы то ни стало доказать всему миру, что неудача была случайна. С этими мыслями приехал на чемпионат мира в Турин и тоже все проиграл», – приводит слова Воронова «Спорт-экспресс». http://www.sports.ru/others/figure-skating/74461180.html

piparkoogid: Николай Морозов: «Не исключаю, что к Сочи-2014 буду тренировать только россиян» 24 ноября 12:01 Известный российский тренер Николай Морозов рассказал о своем возвращении в Россиию из США и о своих планах на будущее. «В июне 2010 года меня пригласили на работу в Москву президент и генеральный директор ФФККР – Александр Горшков Валентин Писеев. Мне дали лед во Дворце спорта «Москвич» в Текстильщиках и положили зарплату 8,5 тыс. рублей. Я принял все условия. В конце концов, не все измеряется деньгами. Но уже в июле уехал в Даугавпилс (Латвия), так как в Москве из-за пожара торфяников невозможно было работать. И задержался в Латвии – то есть числюсь тренером на «Москвиче», а работаю в Даугавпилсе. Мне там удобней. Кроме трехкратного чемпиона России Сергея Воронова, я тренирую японку Мики Андо, испанца Хавьера Фернандеса и некоторых других спортсменов. Иностранцам не нужны визы для поездки в Латвию. Хотя они с удовольствием оформили бы российскую визу, чтобы тренироваться в Москве. Возможно, вот-вот вернусь в Москву, мы с руководителями ФФККР обсудим этот вопрос. А в Америку я больше – ни ногой! Не хочу возвращаться в США. Я сделал там прекрасную карьеру. Сначала работал тренером в группе Татьяны Тарасовой. Участвовал в подготовке Алексея Ягудина к Олимпийским играм 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Затем уже мои персональные ученики выигрывали турниры. У меня в Штатах тренировались фигуристы со всего мира. На Играх 2006 года в Турине я довел до титула олимпийской чемпионки японку Сизуку Аракаву. И вдруг почувствовал, что безумно устал, хотя и продолжал оставаться востребованным в США. До этого сезона у меня катались шесть танцевальных пар. Я от них отказался и улетел в Москву. Даже не знаю, позволит ли мне ФФККР и дальше тренировать иностранцев. Я не исключаю, что ближе к Олимпийским играм 2014 года в Сочи буду опекать только российских спортсменов», – цитирует Морозова «Весь спорт». http://www.sports.ru/others/figure-skating/74462001.html



полная версия страницы